Перетяченко

Учительские коромысла Галины Перетяченко

Сестры-близняшки Виктория и Ксения Труш переехали на жительство в Подмосковье, к родителям. Теперь они учатся в гимназии, куда поступить не легче, чем в престижный вуз. Но вступительные экзамены девчонки сдали блестяще — удивили подмосковных учителей — новенькие из сельской школы, а какой уровень подготовки!
Но вот проучившись месяц, Вика и Ксюша заскучали по своему казачьему классу. Тем более, что бывшие одноклассники уже начали готовится к новым соревнованиям и смотрам. И не только в своем классе — школьном кабинете географии. На новой базе казаков станичного казачьего общества. Этот комплекс только строится,
но уже есть турник, параллельные брусья и даже лошади. Ребята участвуют в строительстве казачьей базы.
Пусть пока им доверяют не самые ответственные работы — удалить камыш и бурьян, очистить от строительного мусора площадку. И кормление животных. Лошади их притягивают, как магнитом. И некоторые из мальчишек,
да и девчонок — уже успели оседлать скакунов и промчаться по казачьей поляне.» Ребята, мы вам… завидуем», — пишут они в эсэмэсках, звонят по телефону. По существу, повторяют слова, которые однажды сами уже слышали.

Тогда все они, ещё пятиклассники, полгода проучившиеся в образованном из нескольких четвертых новом классе — пятом, кадетском — переглянулись. Они мечтают быстрее закончить школу, поступить в институт, начать взрослую жизнь. Вот как она, Анна Бутова, лучшая Аксинья всех казачьих игр, уже студентка, учится в Краснодаре. Там же сейчас и лучшая певунья у костра казачьих игр — Надя Иванова — она учится на экономиста. И почему Аня, Надя завидует им?! А они даже не определились в какое училище будут поступать. Это мальчишки. А девчонки… Может быть, будут учиться на дизайнера. Или на экономистов. А может, поступят в педагогический, как Галина Александровна.

— Дорожите каждой минутой в школе, общением с учителями, школьными друзьями, — продолжала Аня. — Участвуйте в соревнованиях, не пропускайте тренировки — всё это поможет увереннее войти во взрослую жизнь.

Выпускница первого кадетского класса не могла скрыть своего волнения. Школу она закончила всего полгода назад. Но едва приехав в родное село после первой студенческой сессии, девушки примчалась в свой бывший класс, к своему классному — Галине Александровне.

Приход Ани и Нади — событие для класса не из ряда выходящее — такие встречи в классе происходят постоянно. И очень важная составляющая учебно-воспитательного процесса преподавателя географии и классного руководителя первого в Советском районе и селе Солдато-Александровском кадетского казачьего класса Галины Александровны Перетяченко. А началась эта история, пожалуй, с того момента, когда сама Галя, тогда Двурекова, пришла в первый класс средней школы № 6. С тех пор редкий утренник, линейка, вечер проходили без её участия. Из уроков больше всего любила географию. Может потому, что её преподавал любимый учитель — Виктор Николаевич Тимофеев. Высокий стройный — он в школе преподавал ещё и физкультуру — с офицерской выправкой. И ветеран войны не упускал случая, чтобы рассказать ребятам о географических особенностей областей СССР и стран Европы, которые ему пришлось освобождать. Но больше всего в её память врезался гнус, который слепил глаза, облеплял все открытые участки кожи, лез под маскхалат, а разведчикам нельзя было и пошевелиться — по каждому шороху противник открывал огонь… И её страсть к карте — от него, учителя —фронтовика. Она безошибочно с закрытыми глазами может указать любую точку на карте… Много часов провела она и с учителем истории и первым станичным атаманом Анатолием Михайловичем Куценко, изучая историю казачества и родного села. А какой пласт познаний открыла Надежда Ильинична Фисунова, педагог от Бога,
когда они, ребята, вместе с ней начали поиск героев войны! У самой учительницы отец погиб в первые дни войны. Она хранил его фотографии, пока …мама не уничтожила их — не могла перенести переживания дочери.
И чтобы та не плакала, разглядывая эти снимки, мать сожгла драгоценные реликвии. Пока подобные драгоценности ещё остаются почти в других семьях в виде пожелтевших фотографий, чудом сохранившихся писем с фронта, в воспоминаниях бабушек и дедушек, их надо собирать и хранить в общественно важных местах. В школе, например, коль нет в селе своего музея. С волнением услышала она от бабушки о брате Николае, который ушёл на фронт, приписав себе год, и сразу оказался в самой кровопролитном участке фронта — в окопах Сталинграда. Оттуда и получили в семье Фроловых похоронку: пал смертью храбрых, защищая волжскую твердыню. Ему не было и 18… А в последние два года в школе Галина Двурекова везла воз секретаря школьной комсомольской организации. И хотя, получив аттестат зрелости, поступила в строительный техникум, учителя помнили свою активистку и не теряли надежду, что в школу она вернётся. Она же, получив красный диплом, начала свою строительную биографию в родном селе — на комбинате железобетонных изделий. Но Советский Союз уже развалился. Промышленные и строительные организации массово закрываются. И вот тогда-то Анна Владимировна Сафошкина, директор школы, разыскала свою ученицу.

— И как долго ты, Галя, собираешься что-то строить из железобетона, когда в твоём участии нуждаются растущие детские души!

Видную выпускницу, которая еще со школьной скамьи проявляла способности организатора и воспитателя, она никогда не выпускала из виду. Развал страны наждаком прошелся и по системе образования. Из школы люди, если не массово, то угрожающе- систематически уходят (причин много — низкая зарплата — не единственная).

И очередной школьный год она начала не у строительного котлована, а в школьной библиотеке. А с первого сентября 2000 года, когда она окончила заочное отделение Ставропольского государственного университета,
её стаж учителя географии насчитывался уже несколько лет.

Вся её жизнь — это школа. Школьный предмет, определивший её нынешнюю профессию, основывается на трёх китах — на любви к природе, обязанностях перед старшими поколениями и интересе к знаниям. В слову сказать, один из любимых учеников, Станислав Сердюков, поступил в военное училище и в этом году заканчивает его по специальности военный метеоролог! А когда у местных казаков возникла идея создания казачьего класса, школьная администрация снова остановилась на Галине Александровне Перетяченко. Именно она будет наставником нового класса — казачьего! Сошлось воедино намерение общества, интерес человека и его потенциальные возможности.

— Когда заговорили о новом классе, у Галины Александровны загорелись глаза, — снова вспоминает
А. В. Сафошкина.

Именно этот интерес и определил планку всего учебно-воспитательного процесса. Под стать ей оказались и помощники — Андрей Сергеевич Мокий, Ольга Сергеевна Левченко. И дело пошло… Но прежде чем класс заявит о себе на первых казачьи играх, пройдены многие километры полосы препятствия, тренировок на школьном плацу, занятий в воскресной школе.

— Такие люди, как Андрей Сергеевич, нужны были школе, — с грустью говорит Галина Александровна.

Строевой офицер прошедший закалку в десантных войсках, сумел привить ребятам (да и девочкам тоже) армейскую выправку, умение чувствовать себя в строю. Уход из жизни этого человека стал для неё, для ребят тяжелым ударом. Справились. Из восьми выпускников-парней пятеро поступили в военные училища. Девочки тоже не спасовали — целенаправленно продолжают образование по избранной ещё в школе специальности. Причём одна — Яна Горкуша — в Донском университете. Педагоги вуза удивляются: откуда появилась такая подготовленная студентка? Даже ревностно поглядывают на Яну: они преподносят темы, за которые студентке можно ставит зачеты ещё до лекции. Как выглядят в других городах её воспитанники, я убедился лично, когда с делегацией района побывал в Воронеже на чествовании Почетного гражданина Советского района, освободителя села Солдато-Александровского Александра Фёдоровича Вагина. К нашей немногочисленной делегации уже в Воронеже присоединились юные земляки — Александр Коновалов и Алексей Труш, курсанты Воронежской Военно-воздушной академии. Когда я второй раз позвонил организатору встречи с ветераном —освободителем полковнику Миронову, заместителю председателя городского совета ветеранов, Виктор Филиппович сообщил, что курсантов не просто отпустили с режимного училища — делегировали на это мероприятие. И парни держались с достоинством, попросили слова и поздравили ветерана не только от себя, своего училища — ещё и от кадетского класса, выпускниками которого они являются.

И, глядя на этих красивых, стройных парней, наш ветеран даже прослезился. Это был не единственный привет
от казачьего класса. Узнав о моей предстоящей поездке, ребята из нынешнего кадетского класса — Глухов Александр, Кислухин Дмитрий, Снегирёв Фёдор, Суравцов Даниил, сестры Виктория и Ксения Труш, Куприянова Юлия, Жителева Юлия, Тюнева Дарья написали Александру Фёдоровичу письма, нарисовали бой за село.
Но на эти приветы наш освободитель не ответил. На обратном пути, после всех трогательных событий, нас застигла горестная весть: Александр Фёдорович скончался. Его дочь, которой мы выразили глубокое соболезнование,
на наши слова ответила: «Он вас ждал и, возможно, дни его продлились потому, что он ждал этой встречи. Дождался и …ушёл от нас в радости…» И когда на классном часе Галина Александровна читала о ветеране статью, напечатанную в районной газете, весь класс плакал. Девочки шептали: «Дедушка Саша…» — так называют только очень дорогих людей. Эти ребята не просто изучают историю и географию родного края. Они запоминают её
по подвигам лучших сынов Отечества, фотографии которых они вместе с классным наставникам собирают для Стены Памяти. И в колонне Бессмертного полка самые стройные и элегантные — ребята её класса. Она с ними везде — на праздничной службе в церкви, на субботнике в строящемся храме, у вечернего костра на очередных казачьих играх. Эти соревнования подводят итоги очередного учебного года. Участвуют казачата всех сел и хуторов района, города Зеленокумска. И вот уже седьмой раз неизменно побеждают кадеты её класса. Последние две победы одержали ребята вновь набранного класса. Они уже присматриваются к казачьим коням. Некоторые даже пытаются оседлать скакунов. Взрослые казаки, улыбаясь, зазывают и классного руководителя:

— Готовьтесь, Галина Александровна, стать нашей ученицей — мы вам преподадим уроки верховой езды.
А то все воспитанники будут на коне, а главный воспитатель даже не попробовала прокатиться на лошади.

— Так на коня я не влезу! — смеясь, отбивается от предложений Перетяченко.

— Ничего, мы подсадим.

— Так… это — если я сяду, лошадь… сломается.

— Не бойтесь — казачьи лошади очень крепкие и выносливые..

А я вспоминаю казачий круг, на котором участвовал сам атаман Терского казачьего общества Василий Павлович Бондарев. В начале мероприятия выступил её первый казачий класс. Сначала атаман насторожился: что это
за вольности — дети на круге?!

А потом от волнующего выступления не мог сдержать слёз.

— Можно делать длинные и подробные отчёты о своей работе, — сказал Бондарев. — А можно вот так — показать казачат. И сразу станет понятно, как работает казачья община…

А когда все казаки разошлись, в зале ДК остались только учителя кадетского класса — надо было убрать экран, аппаратуру. Андрей Сергеевич Мокий, глядя, как его коллега несет электронную технику, вроде бы невзначай, запел:

— Несёт Галя воду, коромысло гнётся.

А ведь в самом деле: несёт свою ношу учитель, коромысло гнётся — но он несёт! Исчезают с карты государства — он несёт! За ним идут, его останавливают, просят, дай воды напиться. И пьют эту живительную воду. И не только дети (дети — само собой)! Из отцов — неказаков её нынешнего класса пятеро за три года учёбы детей вступили в станичное казачье общество! И сейчас именно они, родители Барбашова, Дроздова, Кислухина, Суравцова, Селезнёвой, других казачат — самые активные помощники станичного атамана в воспитательном процессе в казачьем классе. И не только папы, но и мамы — бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры, а младшие — спят и видят себя в новом казачьем классе. Именно казаки приняли летом участие в ремонте парадного входа в школу, чему нынешний директор Ольга Владимировна Григорьева не может не нарадоваться.

Вот почему воспитанники Галины Александровны, приезжая на каникулы, первым делом бегут в школу, делятся своими новостями и слушают, слушают своего классного руководителя… И пьют эту живительную живую воду, которую по-прежнему несёт на своих учительских коромыслах Галя. То есть — Галина Александровна Перетяченко.

Фёдор Пилюгин

с. Солдато-Александровское

Фото автора

Домашняя > Люди села > Учительские коромысла Галины Перетяченко

Вика и Ксюша заскучали по своему казачьему классу

u Уборка урожая 2017

u Цыгане 2017

u Елена Пузырева 2017

u Протокол 2017

u Имена 2017

u Сельские игры 2018

u 1 сентября 2018

u Юбилей села

о Солдатке и солдатчанах